Мой BABYCOM  ||  Развивающие игры  ||  Консультации  ||  Хит-парады  ||  Объявления

Журнал 'Мир Семьи'



Новости сайта  ||  Конференции  ||  Контакты  ||  О компании


Тематический каталог  ||  Помощь



Поиск:  
  


Мы идем в детский сад

Психолог Ольга Нестеренко
Перед многими родителями, имеющими детей дошкольного возраста, рано или поздно возникает дилемма: отдавать или не отдавать ребенка в детский сад? 

И так, наша сегодняшняя тема "Ребенок в детском саду". Практика показывает, что дети, родители которых воспринимают детский сад как единственный и самый оптимальный вариант, посещают его значительно лучше.

 

Отдавать — не отдавать? Вот в чем вопрос!

Перед многими родителями, имеющими детей дошкольного возраста, рано или поздно возникает дилемма: отдавать или не отдавать ребенка в детский сад?

Практика показывает, что дети, родители которых воспринимают детский сад как единственный и самый оптимальный вариант, посещают его значительно лучше. А именно: они реже вредничают по утрам, гораздо легче адаптируются к режиму и требованиям детского сада, и даже реже болеют. Это легко объяснимо. Просто родители, однозначно понимая, что у них нет альтернатив, не борются с мучительными сомнениями: “А может быть, все-таки не надо?”, а проводят с ребенком соответствующую подготовительную роботу. Иначе говоря, они готовят ребенка к поступлению в детский сад задолго до оформления туда.

Опрос многих родителей (таких разных на первый взгляд!) убедил нас в том, что предпринимаемая ими стратегия по привитию ребенку любви к детскому саду во многом похожа. Она примерно такова: “Прогуливаясь с сыном, мы часто подходили к детскому садику, где я каждый раз обращала его внимание на увлекательную жизнь за забором. Например, на то, как много здесь ребятишек и как они внимательно слушают воспитательницу, потому что она для них, как вторая мама — учит становиться умнее и взрослее. Я обращала его внимание на радость и восторг малышей от коллективных игр, говоря при этом, что вместе, конечно же, играть гораздо интереснее и веселее. Периодически я добавляла, что скоро и ты непременно пойдешь в детский сад, но пока тебе еще надо немного подрасти, научиться самостоятельно кушать, одеваться, раздеваться, убирать игрушки и т.п.”.

Мудрость такой тактики заключается в подготовке восприятия ребенка. Во-первых, родители преподносят малышу детский сад как место, куда попадает далеко не каждый (неумехе, например, там делать нечего!). Во-вторых, как место, куда необходимо стремиться — ведь там весело и интересно! В-третьих, называя воспитательницу второй мамой, родители снижают тревожность малыша по поводу чужой незнакомой тети, с которой ему предстоит оставаться в саду.

Таким образом, те мамы, которые решают дилемму — отдавать ребенка в детский сад или сидеть с ним самой (нанять няню, подбрасывать к бабушкам или прабабушкам), должны сами четко определиться со своим выбором (и чем раньше, тем лучше!). Вы никогда не задумывались, почему люди, принимающие решения, обращаясь к “Книге перемен”, картам Таро, услугам гадалок и экстрасенсов, совершенно спокойно и без сопротивления следуют “указанному пути”, даже если он их не очень-то устраивает? Психологи утверждают, что так проявляется закономерный эффект феномена “принятое решение”. Дело в том, что для некоторых людей (экстерналов) самое сложное в жизни — это принять решение. Не решаясь взять ответственность на себя, они с удовольствием перекладывают ее на внешние средства (или на других людей). Но как только решение принято — сомнения в его правильности-неправильности исчезают.

Учитывая изложенное, мы советуем

• Прежде всего, если вы внутренне настроены на то, чтобы возложить часть забот о воспитании вашего ребенка на детский сад, то для начала определитесь в своих требованиях к дошкольному учреждению (см. статью “Выбираем детский сад”), не забывая и о своих финансовых возможностях.

• Наиболее подходящим для начала посещения ребенком детского сада — период, когда он уже может говорить, пользоваться горшком и самостоятельно подносить ложку ко рту. В первое время оставляйте ребенка часа на два, забирая его до обеда. Потом постепенно увеличивайте этот интервал, приходя за ним после обеда, тихого часа, полдника. Если не возникает осложнений, то за две-три недели можно перейти на обычный режим. Так что, отправляя ребенка в первый раз в детский сад, не рассчитывайте на то, что у вас сразу появится много свободного времени. Ребенка надо приучать постепенно. Однако не растягивайте этот процесс слишком надолго, а то малыш может привыкнуть к тому, что его забирают раньше других детей и что он находится как бы в привилегированном положении. Это может отрицательно сказаться как на ваших с ним отношениях, так и на отношениях его с детьми в группе.

Как помочь ревушке?

Одна из самых распространенных проблем при посещении детского сада — утренний плач при расставании с родителями. Наверняка в каждом детском саду найдутся ревушки, устраивающие профилактические истерики по утрам. Редко какое родительское сердце не дрогнет при виде этих душераздирающих сцен. Но тут важно быть последовательными и уверенными. Твердо скажите малышу, что вы оставляете его только на несколько часов, что ему здесь понравится, что у него есть возможность подружиться с другими детьми и что вы обязательно придете за ним вечером. Не затягивайте расставание, дразня малыша своим присутствием. Если у вас есть хоть малейшее внутреннее колебание, — ребенок его тут же уловит и попробует воспользоваться этим, а тогда уйти вам будет еще труднее. Главное, уходя из детского сада под отчаянные вопли собственного ребенка, не считайте себя чудовищем. В подавляющем большинстве случаев плач — это реакция малыша на потерю власти над вами. Как правило, уже через несколько минут после вашего ухода он включается в игру.

Для многих родителей удивительно, что утром они оставляют страдающего, рыдающего, несчастного малыша, а вечером он выглядит веселым, довольным и даже не хочет уходить домой, хотя на следующее утро… все повторяется сначала. Такие сцены становятся своеобразным ритуалом (увы, неадекватным). Очень важно в этой ситуации не поддаваться на провокации со стороны ребенка и дать ему понять, что как бы там ни было, ни у него, ни у вас нет альтернативы. Дома попытайтесь выяснить, что именно вызывает у ребенка такую бурную реакцию. Если он назовет вам какие-то конкретные причины, попробуйте устранить их вместе с воспитателем. Ведь он — ваш союзник в воспитании ребенка.

Один из способов преодолеть проблему утреннего плача — создать адекватный ритуал прощания. Договоритесь с ребенком заранее о том, что вы будете показывать ему в окошко какие-то движения, а его задача — угадать, какому персонажу (реальному или сказочному) они предназначены. Например, воздушный поцелуй может означать: “Я люблю тебя, сын!”; прощальный жест — слова удалого Колобка: “Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел” и т.д. Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания и ему будет легче отпустить вас. Ну и, конечно, не забудьте похвалить его, когда ваши расставания начнут проходить спокойно.

Кроме того, никогда не пугайте ребенка детским садом или воспитательницей. Ведь вы же хотите, чтобы он шел туда с удовольствием, а не как на Голгофу?! Даже случайно оброненная фраза, например — “Будешь баловаться, не заберу тебя из детского сада…” или “Вот отдам тебя в детский сад — узнаешь почем фунт лиха!”. Чтобы ребенок с радостью ходил в детский сад, необходимо создавать его положительный образ, чтобы детсад был для него наградой, а не наказанием. В этом смысле лучше говорить так: “Будешь себя плохо вести, не пойдешь в детский сад!”.

Отдых или работа?

Вместе с тем, отправляя ребенка в детский сад, не сулите ему райской жизни. Ведь у детей воображение гораздо богаче, чем у взрослых, а потому у них легко возникают идеализированные образы, при наличии которых столкновение с даже хорошей действительностью вызвает негативную реакцию и разочарование.

Будьте честны с малышом, расскажите ему о том, что ему там будет не только весело и интересно играть с другими детьми, но и что он должен слушаться воспитательницу, соблюдать распорядок дня, быть вежливым и аккуратным... Скажите, что так же, как вы должны ходить на работу и выполнять свои обязанности, он должен ходить в детский сад, это его “работа”; чем лучше и успешнее он освоит то, что ему преподают, тем быстрее станет самостоятельным и взрослым.

Что брать с собой?

Не забудьте подготовить в отдельном пакете запасную одежду (трусики, колготки, рубашечку), чтобы ребенок мог переодеться, если вдруг случиться конфуз. Еду и всякие сладости лучше с собой не давать: чтобы себе аппетит не портил и других не соблазнял. С игрушками, которые малыш берет в садик, можете мысленно попрощаться. И если он что-то потерял или поломал, не стоит это возводить в ранг мировой катастрофы. Кроме того, очень рационально завести отдельную коробку специально для игрушек, предназначенных для детского сада — нужных и интересных для ребенка, но не дорогих и не ценных как память.

Постоянно интересуйтесь поведением и самочувствием ребенка, его успехами и неудачами у воспитателей. Предупредите их и нянечек о привычках малыша, непереносимости отдельных продуктов, аллергии на лекарства. Проявляйте заинтересованность к учебным занятиям ребенка.

Ты с ним не дружи, ты со мной дружи!

В средних и старших группах особенно заметны дружеские отношения между детьми. Но здесь возможны осложнения. Ключевая фраза этого возраста — “Я с тобой дружу”, или — “Я с тобой не дружу, я дружу с Катей”, и так несколько раз в неделю, а иногда — и в день. Ребенка, особенно привыкшего к стабильности в отношениях, могут изматывать эти перемены. Если ваш малыш оказался в подобной ситуации, поддержите его морально, попробуйте переключить его внимание на других детей в группе, но самое главное — позаботьтесь о его уверенности в самом себе, чтобы он еще раз почувствовал, что он любим и уважаем.

В наше время, когда отношения между людьми очень часто строятся не на духовных, а на материальных ценностях, дети, к сожалению, как губки впитывают такой стиль взаимоотношений. Недавно я от одной мамы услышала: “У современных детей совершенно иные ценности и понятия, нежели были у нас. Например, моему пятилетнему сыну дети в группе сказали: “Будем с тобой дружить, если будешь носить конфеты на день рождения и наклейки (из жвачек) для обмена”.

Что можно сказать в ответ на это? Во-первых, наши дети такие, какими мы их воспитываем. Во-вторых, давая малышу в садик и конфеты, и наклейки (если уж так принято в группе), вы можете объяснять ему, что дружбу за это не купишь, и что дружбой отношения по принципу “ТЫ МНЕ — Я ТЕБЕ” не называются.

Жертва или агрессор

Как вы поступите, если, придя за малышом, вы увидите у него фингал под глазом.

Или, если воспитатель поставит вас перед фактом, что кто-то пострадал по вине вашего любимого “чудовища”?

Безусловно, в любом случае в первую очередь необходимо разобраться, что же произошло на самом деле. Корректно поговорите и с воспитателем, и с драчуном, и с пострадавшим. Не торопитесь обвинять воспитателя в халатности (тем более — при детях!). Я вас уверяю, что практически каждый родитель может вспомнить хотя бы один случай травматизма ребенка, который произошел практически на его глазах (можно сказать, под бдительным контролем). Поэтому, исходя из того, что событие уже произошло, лучше выскажите ребенку сочувствие, похвалите его за то, что он уже не плачет (“Я знаю, что тебе было больно и обидно, но ты — молодец, быстро успокоился! В следующий раз будь осторожнее, видишь, что может случиться из-за невнимательности, ведь Ваня задел тебя случайно”).

Как ни странно, в поддержке нуждается и обидчик. Довольно часто драчливым и задиристым детям не хватает материнской теплоты и внимания, и они таким образом реагируют на дискомфорт в семье. Поэтому не стоит орать на него, что если он еще хоть раз попробует кого-нибудь обидеть, то вы то же самое сделаете с ним, и тогда его уже никто не сможет спасти — ни его родители, ни воспитатели! Угрожая такому ребенку, вы лишь укрепите его во мнении, что грубая физическая сила решает все. И чем вы в таком случае лучше него? Только тем, что вы уже взрослый и действительно можете “надавать по ушам”, а он пока мал и потому сдачи вам вернуть еще не сможет?

Наоборот, попробуйте показать ему пример решения конфликта без применения угроз. Попробуйте обратиться к его лучшим чувствам, ведь перед вами, в конце концов, не закоренелый преступник, а малыш, который только пытается общаться. Так учите же его доброте, любви, прощению, пониманию!

Ну, а если на ваше “сокровище” систематически жалуются, то опять-таки, задумайтесь о причине его несносного поведения. Может, он копирует стиль ваших домашних взаимоотношений? Может, он чувствует себя ненужным и нелюбимым?

И напоследок я… спрошу

По дороге домой расспросите ребенка, что у него было хорошего (или плохого) за день? Чем он занимался в группе? Что нового узнали? Отдав ребенка в детский сад, вы безусловно, стали проводить с ним меньше времени вместе. Но ведь дело не в количестве часов, а в качестве ваших отношений. Они станут более теплыми, если вам будет что сказать друг другу.


Добавьте ваш комментарий:

Имя:
Ваш комментарий:
 





Главная страница  /          
      



1999-2000 © BABYCOM Все права защищены
Возрастные категории
Планирование и рождение

Ребенок до года

Ребенок от года до 3

Ребенок от 3 до 5

Дошкольники

Школьники


Конференции
Токсикоз и беременность...>
Лучшие роддома...>
Кормление детей...>
Воспитание...>
Здоровье ребенка...>
Женская тема...>
Семейные проблемы...>

Службы
Хит-парад детских садиков...>
Хит-парад школ...>
Объявления...>





return_links(); ?>